Организация работ на автотранспортных предприятиях

На автотранспортных предприятиях (АТП) техническое обслуживание осуществляют на рабочих постах. В зависимости от числа ремонтных операций рабочие посты могут быть универсальными или специализированными. На универсальных постах выполняются все виды работ, кроме уборочно-моечных. На одном таком посту (рис.1) работает группа рабочих различных специальностей (слесарей, смазчиков, электриков) или рабочих-универсалов.

 

Рис.1. Пост технического обслуживания на АТП

Все работы имеют определенную технологическую последовательность. При проведении ТО на специализированных постах весь объем работ распределяется между несколькими постами. Оборудование на специализированных постах предназначено для выполнения определенных операций. Обслуживаются такие посты рабочими соответствующих специальностей.

 

 

Рис.2. Тупиковые посты технического обслуживания автомобилей

В зависимости от объема работ ТО автомобилей выполняют поточным или тупиковым (рис.2) методом. Организация ТО тупиковым методом (на универсальных тупиковых постах) целесообразна при различной продолжительности пребывания автомобиля на каждом посту. К недостаткам этого метода относятся значительные потери времени на установку автомобиля на пост и съезд с него, загрязнение воздуха отработавшими газами при маневрировании и необходимость использования большого числа одинакового оборудования.

Поточный метод организации ТО предусматривает выполнение работ на специализированных рабочих постах в определенной последовательности с заданным временем выполнения работ. Этот метод позволяет сократить потери времени на перемещение автомобилей и переход рабочих с одного поста на другой, а также более экономно использовать площадь производственного помещения.

Недостатком поточного метода организации ТО является сложность изменения объёма работ на рабочих постах.

Для перемещения автомобиля с поста на пост при поточном методе ТО используют конвейеры непрерывного и периодического действия. На поточных линиях непрерывного действия (автоматическая поточная линия) все работы выполняют на постоянно перемещающихся по рабочим постам автомобилях. Такие линии широко применяют для ЕО, при уборочно-моечных работах. На поточных линиях периодического действия автомобили перемещают только с одного поста на другой, а все работы проводят на неподвижных автомобилях.

Операции по обслуживанию автомобилей выполняют в соответствии с постовыми технологическими операционными картами. В них указывают наименование операции, технические условия и нормы времени на ее выполнение, применяемый инструмент и оборудование, специальность рабочего, пост выполнения операции и число точек обслуживания. Постовые технологические карты предназначены для выполнения работ по контролю, регулировке и смазыванию агрегата или узла. В них указывают номер рабочего места, специальности, разряд рабочего, норму времени на выполнение каждого вида работ, а также применяемое оборудование и инструмент. Кроме того, отмечается место выполнения операции на автомобиле и число обслуживаемых точек.

При ТО автомобилей на поточных линиях заполняют карту-схему расстановки рабочих на постах. Карта-схема содержит информацию о числе рабочих, производительности линии обслуживания за смену и данные постовых технологических карт.

Организация производства ТО автомобилей может быть бригадной или бригадно-участковой. При бригадной форме организации бригады выполняют работы по всем агрегатам автомобиля в пределах данного вида обслуживания. Оплата труда в бригадах производится по конечному результату. При бригадно- участковой форме организации ТО на отдельных производственных участках выполняются все работы по обслуживанию соответствующих агрегатов. В зависимости от программы работ АТП устанавливают различное число производственных участков разного назначения. Например, на одном производственном участке можно выполнить ремонтные операции только по двигателю, на другом — по приборам системы питания и т. д. При небольшой программе работ АТП возможно обслуживание нескольких видов агрегатов на одном участке.

Во всех АТП участки или бригады можно для удобства управления объединить в производственные комплексы по следующим видам работ: техническому обслуживанию автомобилей и диагностированию их технического состояния; текущему ремонту непосредственно на автомобилях; текущему ремонту агрегатов, узлов и деталей, снятых с автомобилей.