Применяют следующие основные методы диагностирования:

  1. По параметрам рабочих процессов (например, по расходу топлива, мощности двигателя, тормозному пути), из-меряемым при наиболее близких к эксплуатационным условиям режимах;
  2. По параметрам сопутствующих процессов (например, шумам, нагреву деталей, вибрациям), также измеряемым при наиболее близких к эксплуатационным условиям ре-жимах;
  3. По структурным параметрам (например, зазорам, люфтам), измеряемых у неработающих механизмов.

Различают комплексное диагностирование (Д1), поэлементное диагностирование (Д2) и приремонтное диагностирование (ДР).

Комплексное диагностирование Д1 обычно выполняют с периодичностью ТО-1 на завершающей его стадии. Оно заключается в измерении основных рабочих параметров автомобиля, определяющих безопасность и эффективность его эксплуатации, например расход топлива, тормозной путь, уровень шума в механизмах и т. д. Если измеренные параметры находятся в допустимых пределах, диагностирование завершают, а если нет — то выполняют поэлементное диагностирование.

Поэлементное диагностирование Д-2 проводится за 1 — 2 дня до ТО-2 для того, чтобы обеспечить информацией зону ТО-2 о предстоящем объеме работ, а при выявлении большого объема текущего ремонта заранее переадресовать автомобиль в зону текущего ремонта.

Приремонтное диагностирование выполняется непосредственно в ходе ТО и ремонта с целью уточнения потребности в выполнении отдельных операций.

В автотранспортных организациях (АТО) диагностирование Д-1 и Д-2 обычно объединяют на одном участке с использованием комбинированных стационарных стендов. В крупных АТО и центрах автосервиса все средства диагностирования могут быть оптимально автоматизированы (включая комплексное оборудование КАД-300, -300-01 и др.).

Определение места диагностики в технологическом процессе технического обслуживания и ремонта автомобилей позволяет сформулировать и основные требования к ее средствам. Для диагностики Д-1 механизмов, обеспечивающих безопасность движения, требуются быстродействующие автоматизированные средства для диагностирования тормозных механизмов и рулевого управления.

Для диагностирования автомобиля в целом (Д-2) и его агрегатов необходимы стенды с беговыми барабанами для определения динамических и экономических показателей двигателя, а также состояния систем и агрегатов. Стенды должны максимально приблизить условия диагностирования к реальным условиям работы автомобиля. Для диагностики, совмещенной с техническим обслуживанием и ремонтом, должны использоваться передвижные и переносные диагностические средства и приборы.

Цель диагностирования при текущем ремонте заключается выявлении причин отказа или неисправности и установлении наиболее эффективного способа их устранения: со снятием или без снятия узла или агрегата с полной или частичной их разборкой или только регулировкой.