Качество и надежность автомобиля 

Повышение технико-экономических показателей автомобилей в эксплуатации и снижение затрат на их содержание составляют одну из проблем в развитии автотранспортных средств. Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечивается акционерными обществами и фирмами, выпускающими новые автомобили и прицепную технику, с другой — службой технической эксплуатации, совершенствующей методы поддержания автомобилей и автопоездов в технически исправном состоянии.

Эффективность мероприятий, проводимых службой технической эксплуатации, во многом определяется целым рядом показателей надежности, характеризующих техническое состояние автомобильной техники. При анализе показателей надежности рассматривают как отдельный технический объект автомобиль, его систему или механизм.

Надежность автомобиля — свойство выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в установленных пределах в течение времени или наработки. Наработка автомобиля (объем работы) обычно измеряется в тысячах километрах пробега. Следовательно, надежность — это способность автомобиля работать без поломок, преждевременного износа деталей, нарушения регулировок агрегатов, механизмов и систем, т. е. работать без остановок по техническим причинам в течение определённого времени или установленного пробега. Надежность автомобиля, его агрегатов, механизмов и систем является комплексным показателем и обусловливается работоспособностью, безотказностью, ремонтопригодностью и долговечностью.

Работоспособность автомобиля — состояние, при котором он может выполнять заданные функции с параметрами, установленными требованиями технической документации.

Безотказность автомобиля — свойство сохранять работоспособность в течение определенного времени или пробега без вынужденных перерывов для устранения отказов. Показателями безотказности автомобиля могут служить, например, вероятность работы автомобиля без поломок и неисправностей в течение смены или между очередными видами технического обслуживания и т.д.

Ремонтопригодность — свойство автомобиля (агрегата, механизма), характеризующее его приспособленность к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей. Показателями ремонтопригодности (технологичности) автомобиля являются время простоя автомобиля при техническом обслуживании и ремонте и трудоемкость этих работ в человекочасах. Ремонтопригодность конструкции автомобиля определяется удобством доступа и трудоемкостью работ по ремонту агрегатов, узлов и деталей, а также степенью унификации систем, узлов, агрегатов и крепежных деталей.

Долговечность автомобиля — свойство автомобиля сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта. Предельное состояние автомобиля определяется невозможностью его дальнейшей эксплуатации из-за снижения эффективности его использования или из-за требований безопасности движения. Показателями долговечности является ресурс (тыс. км) и срок службы (годы).

Ресурс — это пробег автомобиля до предельного состояния, которое определяется таким износом базовых деталей, при котором их эксплуатационный ремонт невозможен или экономически нецелесообразен. В практике работы автотранспортных организаций под ресурсом обычно подразумевают среднюю наработку автомобиля или его составной части (тыс. км) до капитального ремонта. Таким образом, определение показателей долговечности позволяет нормировать ресурсы и сроки службы автомобилей, агрегатов и их базовых деталей. В теории надежности к основным показателям относятся также отказы автомобиля или его агрегатов.