Подвижной состав автомобильного транспорта по назначению разделяется на грузовой, пассажирский и специальный.


К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки грузов различных видов.
К пассажирскому подвижному составу относятся легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы.
К специальному подвижному составу относятся автомобили, прицепы, полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ и имеющие соответствующее оборудование или специальные кузова (санитарные, автомастерские, автокраны, пожарные и др.).

Грузовой подвижной состав
Основной частью грузового подвижного состава являются грузовые автомобили, которые можно классифицировать следующим образом:
По назначению их разделяют на автомобили общего назначения и специализированные.

Автомобили общего назначения
Имеют кузова в виде платформы с бортами и применяются для перевозки грузов всех видов, кроме жидкости (без тары).

Специализированные автомобили
Оборудованы кузовами, приспособленными для перевозки грузов определенного вида.
Автомобили с саморазгружающимися кузовами (самосвалы).

Автомобили-цистерны для цемента, нефтепродуктов, молока, автомобили с кузовами для перевозки животных и т. д.

По проходимости, т. е. по степени приспособления к работе в тех или иных дорожных условиях, различают автомобили дорожной (обычной) и повышенной проходимости.

Автомобили дорожной (обычной) проходимости
Используют главным образом на дорогах с усовершенствованным (асфальтобетонным) покрытием.

Автомобили повышенной проходимости
Автомобили повышенной проходимости могут двигаться по дорогам и участкам местности вне дорог.

 

Наиболее распространенными являются автомобили дорожной проходимости.
Одиночные автомобили используют без прицепов и полуприцепов.
Автомобиль-тягач или грузовой автомобиль с одним или несколькими прицепами образует автопоезд.



Пассажирский подвижной состав
К пассажирскому подвижному составу относятся легковые автомобили и автобусы. Автомобили, вмещающие не более восьми человек, включая водителя, называют легковыми, а вмещающие более восьми человек — автобусами.

Легковые автомобили и прицепы к ним


Автобусы
Основными признаками классификации автобусов являются их общая компоновка и особенности устройства кузова. Общая компоновка автобусов определяется их назначением, формой кузова, расположением двигателя, пассажировместимостью и колесной формулой.
По назначению автобусы разделяются на городские (внутригородские и пригородные),

местного сообщения (для сельских перевозок),

междугородные и туристские.

К автобусам относятся также полуприцепы для перевозки пассажиров.


Специальный подвижной состав
К специальному подвижному составу относятся автомобили, созданные на базе шасси грузовых или легковых автомобилей и автобусов в результате установки на них специального оборудования или в результате изменения конструкций самих автомобилей. Специальные автомобили выполняют различные, строго определенные функции. Так, например, специальные автомобили на шасси грузовых — это автобетономешалки, автокомпрессоры, пожарные автомобили и др.

На базе грузовых автомобилей выпускаются также автомобили-механизмы для коммунального хозяйства, к которым относятся автовышки,

поливомоечные автомобили, мусоровозы, автомобили-пескоразбрасыватели, автомобили-снегопогрузчики и др.