Если вы сейчас находитесь в ситуации поиска работы, то вам следует более тщательно и детально продумать каждый шаг на пути к достижению результата - подходящей работы.

В этом вам поможет знание основных ступеней поиска работы:
1-я ступень - Профессиональное самоопределение (прояснение того, какая работа вам нужна).
2-я ступень - Оформление в форме резюме своих профессиональных и деловых достоинств.
3-я ступень - Проведение телефонных переговоров с работодателем по поводу собеседования.
4-я ступень - Подготовка к собеседованию с работодателем по вопросу трудоустройства.
5-я ступень - Адаптация на рабочем месте (поведение на работе в первые дни).

1-я ступень

Профессиональное самоопределение включает в себя прояснение того, что такое:

Моя работа (Что я хочу?)

Человек определился, если:

  • Знает, какие виды деятельности в труде его интересуют.
  • Знает, какие отрасли экономики представляют для него наибольший интерес.
  • Знает, какие условия труда (режим, социальные гарантии, оплата) он будет считать для себя подходящими.
  • Имеет список должностей, по которым он хотел бы работать.
  • Знает перечень предприятий, где могла бы быть подходящая для него работа.
  • Имеет информацию об особенностях работы специалистов своего профиля на этих предприятиях.

Я работник (Что я могу предложить?)

Человек определился, если:

  • Знает свои преимущества и свои недостатки.
  • В квалификации (образование, практика работы, разряд, разнообразие профессиональных опытов).
  • В личностной сфере (особенности характера и межличностного взаимодействия, внешняя презентабельность, особенности общения с людьми, речевые особенности).
  • Может составить индивидуальное резюме и устный рассказ о себе как о работнике применительно к любой должности, на которую претендует. Если все вышеуказанные позиции прояснены, то написание резюме не составляет особого труда.

 


2-я ступень

 

Написать резюме

Образец резюме
Конт. тел. 22-22-22
Моб. тел. 8 921 7777766
E-mail: hhh@dddd.through

ПРОХОРОВ ОЛЕГ ПЕТРОВИЧ

Цель - получение должности...

  1. Сведения о себе (возраст, семейное положение и др.).
  2. Образование (название учебного заведения, квалификация, год окончания). Начать с того, которое больше всего соответствует цели.
  3. Опыт работы (указать названия предприятий, должность, время работы; перечислить навыки, умения и профессиональные опыты, которые приходилось реализовывать на указанных предприятиях и которые позволили бы претендовать на должность, указанную в цели).
  4. Дополнительные сведения (владение ПК и программами, необходимыми для осуществления деятельности по должности; степень владения иностранными языками; наличие водительских прав, а также различных сертификатов и удостоверений, повышающих вашу конкурентоспособность; профессиональные награды и отличия).
  5. Личные и деловые качества (достаточно будет 5-7 качеств, способствующих успеху в той работе, на которую претендуете).
  6. Рекомендации (ф. И. О., название предприятия, должность и контактный телефон 1-2 человек, имеющих определенный вес в профессиональных или общественных кругах, и с которым вам приходилось иметь контакты по совместной деятельности. Прежде чем поместить их имена в своем резюме, обязательно получите согласие у рекомендателя и его заверение, что он охарактеризует вас положительно либо как работника, либо как профессионала).
    Резюме должно быть напечатано на одном листе и без ошибок. Дайте почитать его разным специалистам и своим знакомым, доработайте неоднозначные и спорные формулировки, исключите фразы, ничего не говорящие о вашей квалификации. Затем проверьте его на нескольких не значимых для трудоустройства работодателях и только потом предложите его на те предприятия, где хотели бы работать.
    Для каждой новой должности и предприятия с особыми условиями труда составляйте новое резюме.

 



3-я ступень

 

Телефонный звонок работодателю (по вакансии)


Цель - произвести благоприятное впечатление в процессе разговора и вызвать желание встретиться с вами.

  1. Приветствие.
  2. Меня зовут Олег Петрович Прохоров. С кем я могу поговорить о работе в должности слесаря по ремонту автомобилей?
    1 сценарий: ответ- "С завгаром"
  • Скажите, пожалуйста, как его зовут.
  • Здравствуйте, Виктор Федорович. Меня зовут Олег Петрович Прохоров. Я по профессии...

2 сценарий: ответ - "Со мной".

  • Разрешите узнать ваше имя, отчество (записать и обращаться по имени-отчеству).
  • Виктор Федорович, я по профессии...(или Я несколько лет работал слесарем по ремонту автомобилей) В данный момент ищу работу по этой специальности. Меня заинтересовала вакансия, о которой вы сообщили в газете (в центр занятости).

1 вариант: Я звоню, чтобы узнать, в чем будут состоять основные обязанности работника на этой должности (в                        случае, если должность названа обобщенно),
2 вариант: Я звоню, чтобы узнать, какова специфика работы слесаря по ремонту автомобилей на вашем предприятии.

  • Это интересное предложение. Скажите, какой режим работы на вашем предприятии?
  • На какой минимальный заработок я могу рассчитывать?  
    (Если сразу приглашают на собеседование)
  • Скажите, в какое время и когда лучше всего к вам приехать?
    В случае, если сегодняшний день у вас уже спланирован, спросите: "Мог бы я подъехать к вам завтра во второй половине дня, например к 14.00?" Можно прояснить при необходимости и другие моменты.
  • Какие бумаги мне необходимо взять с собой?
  • Расскажите, пожалуйста, как удобнее до вас добраться?
  • К кому мне нужно будет обратиться и в какой кабинет?  
    (Если вакансия уже занята)
  • Выразите свое сожаление.
  • Поинтересуйтесь, окончательно ли принято решение.
  • Спросите, может ли возникнуть ситуация, что им снова потребуется работник?
  • Попросите разрешения периодически интересоваться ситуацией или принести свое резюме на случай, если появятся перспективы.  
    Не забудьте поблагодарить за беседу и попрощаться.

 



4-я ступень

 

Собеседование с работодателем


Подготовка к собеседованию

  • Постарайтесь обеспечить себя сведениями об организации и о вакансии.
  • Подготовьте папку с нужными документами (дипломы, свидетельства, резюме, трудовая книжка, можно и копии этих документов и т. д.).
  • Подготовьте устный рассказ о себе на 1,5-2 минуты (я - как реальный конкурент на рынке труда).
  • Выберите маршрут до организации, чтобы не опаздывать, и спланируйте свое время, чтобы не нервничать, если собеседование затянется.
  • Позаботьтесь о своем внешнем виде (в соответствии с требованиями и нормами предприятия; если таковой информацией не обладаете, то выберите умеренный деловой стиль).
  • Продумайте и отработайте ответы на возможные вопросы.
  • Заготовьте вопросы, которые вы хотите прояснить, если вам предложат такую возможность; но задавайте не более 2-3 вопросов. Прежде всего, интересуйтесь содержанием работы и условиями ее успешного выполнения.


На собеседовании


Внешний вид - это ваш вкус и стиль:

  • одежда: аккуратная, отглаженная, соответствующая стандартам данного предприятия, возможен умеренно деловой стиль, используйте не более трех цветов;
  • аксессуары: чистый, отутюженный носовой платок, галстук нейтральных оттенков в тон рубашке, мобильный телефон и/или пейджер лучше не брать либо отключать, удобнее иметь с собой папку для ваших документов;
  • прическа: чистые уложенные волосы, прежде чем войти в кабинет приведите прическу в порядок, аккуратная борода и усы;
  • от вас не должно пахнуть табаком, избегайте жевать жвачку.


Речевые навыки

  • речь: плавная, с наличием пауз, говорите самую суть, не следует мямлить, говорить витиевато, а также употреблять жаргонные слова;
  • тон уверенный, уважительный;
  • фразы и предложения четкие, однозначные.


Манеры

  • Представьтесь сами и поинтересуйтесь, как зовут собеседника. Лучше, если у вас будет предварительная информация.
  • Будьте вежливы и терпеливы.
  • Смотрите на своего собеседника участливо. Избегайте смотреть пристально, оценивающе; взгляд не должен быть рассеянным или потупленным в пол - это говорит о вашей неуверенности.
  • Внимательно выслушивайте вопросы, не перебивайте. Если вы не уверены, что поняли вопрос, уточните.


Профессиональные ценности и установки

  • Говорите о себе больше как о работнике; используйте профессиональную лексику.
  • Проявите свою заинтересованность содержанием труда.
  • В беседе не касайтесь своих личных проблем, стремитесь не производить впечатление неудачника или бедствующего человека. Работодателя интересует ваше отношение к работе, а не сложности в жизни и быту.


Готовность

  • Демонстрируйте заинтересованность в этой работе...
  • Обязательно уточните, как вы узнаете о результатах собеседования, обговорите возможность позвонить самому.
  • Даже если вам откажут в работе, вежливо закончите разговор и оставьте свое резюме, чтобы вас могли рассматривать в качестве потенциального работника.


Круг проблем, которые может прояснить работодатель на собеседовании


Личность кандидата (Рассказ о себе)

Придерживайтесь данных вашего резюме, будьте готовы привести примеры ваших профессиональных успехов.
Сильные стороны, положительные качества
Выберите из своих позитивных качеств те, которые максимально могут вам пригодиться в работе.

Слабые стороны, отрицательные качества


Выберите из своих отрицательных черт те, которые не касаются трудовой деятельности и расскажите о них либо раскройте их позитивную сторону. Например: "Я упрям, но для меня это способность не оставлять проблемы нерешенными и достигать поставленных целей".
Ваше отношение к определенным ситуациям (недобросовестность коллег, организация мероприятий и т. п.)
Не высказывайте какое-либо крайнее мнение, рассмотрите обе стороны вопроса и мотивируйте каждую: "Если коллега совершил неблаговидный поступок впервые и ранее за подобным замечен не был, то, пожалуй, я мог бы ему помочь; но если аналогичные проступки он совершает не первый раз, то это может быть проблемой для организации".
В беседе не касайтесь следующих тем: религиозной, национальной, расовой, политической принадлежности, половой. Избегайте оценочных высказываний в отношении них.

Профессиональный опыт

Ваша цель в работе, почему вы хотите работать именно здесь
Расскажите о возможностях решать разнообразные профессиональные задачи, быть причастным к реализации конкретных целей, об интересе к новому опыту и т. д.

Что вы знаете о новой должности, о предприятии

Говорите о том, как вы видите свою работу на предприятии, об особенностях развития отрасли, о главных направлениях работы, о вкладе предприятия в экономику города или района и т. п.

Как вы представляете свое рабочее место

Говорите не об оснащении рабочего места, а о роли вашей работы в структуре предприятия, о том, как вы будете организовывать свою работу на этом месте.

На какую зарплату вы рассчитываете

Заранее узнайте о размере зарплаты на данном или подобном предприятии, называйте сумму чуть выше средней. Если разница между размером заработка на прежнем месте работы и данном месте не очень большая, то можете сослаться на прежнюю зарплату: "На прежнем месте работы я зарабатывал *** руб., но, учитывая свои возможности и опыт, рассчитываю на ***".

Почему вы ушли с предыдущей работы

Избегайте негативных отзывов о своей бывшей работе, о коллегах, руководителе. Найдите такие объяснения, которые не бросали бы на вас тень; расскажите о ваших целях, стремлениях.
"На тот момент моя предыдущая работа была для меня лучшим вариантом, но я не оставлял надежды устроиться на работу, подобную той, которая есть на вашем предприятии, и искал возможности, пока они не появились.

Ваши обязанности на прошлой работе

Опишите в первую очередь те, которые вам лучше всего удавались и в которых вы достигли успехов. Расскажите о некоторых единичных опытах, если они связаны с вашей будущей работой, обозначьте то, что круг ваших обязанностей был шире должностных.
Расскажите, с какими по характеру людьми вам приходилось работать
Употребляйте нейтральные слова; расскажите о добродетельных качествах ваших бывших коллег, о том, чему вы у них научились.

Карьера

Каковы ваши долгосрочные цели

Говорите о том, как вы хотите расширить свою компетентность.
Как вы видите свое продвижение по службе
Избегайте называть конкретные должности, делайте акцент на расширение круга ваших обязанностей и полномочий.
Чего бы вы хотели достичь в ближайшее время
Говорите о своих профессиональных планах, можете рассказать о своих намерениях, которые показали бы ваше стремление к стабильности и определенности.

Собираетесь ли продолжить образование

Сообщите, что это не является главным на сегодняшний день, но в целом вы относитесь к этому хорошо.

Ваши действия в поиске работы

Говорите о целенаправленных поисках (определенные должности, профессии в определенной сфере), как вы это делаете (самостоятельно, через ЦЗ, друзей, знакомых, с помощью каких источников информации). Главное - делайте акцент на том, что вы активны в поиске, но для вас важно найти подходящую работу, а не просто, где бы поработать.

Провокационные вопросы, ставящие под сомнение какие-либо характеристики кандидата

Здесь наиболее предпочтительна спокойная, сдержанная реакция: "Да, наверное, и так можно думать, но..."

  • возраст (слишком молодой возраст можно компенсировать способностью к обучению, потенциалом и перспективностью; пожилой возраст - ценным опытом, наличием знаний, сил, отсутствием личных проблем, преданностью);
  • образование (можно компенсировать опытом, самообразованием, легкостью в усвоении новых знаний; можно предложить поработать на должности с низшим разрядом);
  • отсутствие опыта (есть жизненный опыт, прохождение практики, стажировки во время обучения, отсутствие стереотипов в решении задач, проблемных ситуаций, сообразительность);
  • пол (можно аргументировать наличием опыта, подходящих личностных особенностей, если есть возможность, продемонстрировать свои умения и навыки здесь же).

 



5-я ступень

 

Адаптация на новом рабочем месте первые 10 дней


ПРИНЦИП: первое впечатление о вас - основное условие успешности закрепления на рабочем месте.

Начальник

  1. Высказывайте намерения выполнить все, что требуется, и даже немного сверх того.
  2. Старайтесь показать готовность помочь, не ждите, когда вас попросят.
  3. Проговорите с ним ваши должностные обязанности. Если надо, уточните неясные для вас моменты.
  4. Четко выполняйте свои обязанности.
  5. Погрузитесь в дела предприятия (если вы уже выполнили то, что вам положено, попросите, чтобы вам дали дополнительную работу, или найдите себе дело сами).
  6. Демонстрируйте инициативу (дополнительные дежурства, занятия, которые никому не хочется выполнять; попробуйте придумать что-либо, позволяющее сэкономить время или деньги).
  7. Сделайте своим правилом выполнять обязанности в срок или досрочно.
  8. Не приносите вашему начальнику проблемы. Сначала проанализируйте проблему, обдумайте несколько альтернативных решений, а затем представьте ему то, что вы считаете лучшим решением.
  9. Предоставляйте своему начальнику отчет о своих достижениях.


Предприятие

  1. Изучите организационную структуру, познакомьтесь с основными подразделениями и нужными людьми.
  2. Не стесняйтесь обращаться за профессиональными объяснениями по поводу успешности функционирования организации.
  3. Попробуйте разобраться, как и кем принимаются решения.
  4. Следует четко знать цели и задачи вашего подразделения и вашего начальника. Старайтесь все делать с учетом этих целей.
  5. Пытаться изменить сложившийся порядок вещей можно только после того, как полностью в нем разберетесь.


Коллектив

  1. Принимайте правила и нормы общения, сложившиеся в коллективе, как обязательные для выполнения.
  2. Не привлекайте к себе чрезмерного внимания. Начинайте спокойно, но не будьте слишком пассивны.
  3. Наблюдайте и старайтесь понять отношения между сотрудниками, с которыми и для которых вы работаете.
  4. Следите за своей внешностью, старайтесь не выделяться ни в худшую, ни в лучшую сторону.
  5. Соблюдайте субординацию согласно своему месту в иерархической структуре.
  6. Уделяйте внимание окружающим, будьте вежливыми и искренними.
  7. Для всякого общения выбирайте подходящий тон, время и место.
  8. В любых конфликтах не принимайте ничьей стороны. Избегайте критиканства.
  9. Избегайте постоянных упоминаний о своем прежнем начальнике или прежней работе.
  10. Участвуйте в мероприятиях вашего предприятия.
  11. Избегайте высказывать свои наблюдения, мнения или критические замечания о сослуживцах, работавших до вас.


Работа

  1. Изучите свои должностные обязанности, инструкции и прочие руководящие документы.
  2. Не стесняйтесь обращаться за советом. Предоставляя людям не затруднительную для них возможность помочь вам, вы завоевываете их симпатию.
  3. Постарайтесь найти себе неформального наставника, друга и советчика и с его помощью решайте возникающие задачи.
  4. Собирайте всю информацию о предприятии, о работе, какую только сможете.
  5. Не бойтесь задавать вопросы.
  6. Учитесь на своих ошибках. Признавайте свои ошибки, прислушивайтесь к советам, как совершенствовать свои действия.


При подготовке страницы использованы материалы, предоставленные
Управлением ФГСЗН по Мурманской области и Образовательным порталом города Мурманска.


Трудовой кодекс Российской Федерации

 

Статья 63

Возраст, с которого допускается заключение трудового договора
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
В случае получения основного общего образования, либо продолжения освоения программы основного общего образования по иной, чем очная, форма обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.
С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.
В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

Статья 69

Медицинское освидетельствование при заключении трудового договора
Обязательному предварительному медицинскому освидетельствованию при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет...

Статья 70

Испытание при приеме на работу
Испытание при приеме на работу для лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, не устанавливается.

Статья 94

Продолжительность ежедневной работы (смены)
Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
-для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте до восемнадцати - 7 часов;
-для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 4 часа.

Статья 96

Работа в ночное время
Работники, не достигшие возраста восемнадцати лет, к работе в ночное время не допускаются...

Статья 99

Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя (сверхурочная работа)
Привлечение к сверхурочным работам работников в возрасте до восемнадцати лет не допускается.

Статья 122

Порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков
Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. Работникам в возрасте до восемнадцати лет оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен до истечения шести месяцев непрерывной работы.
Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной в данной организации.

Статья 124

Продление или перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска
Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет.

Статья 125

Разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части. Отзыв из отпуска.
Не допускается отзыв из отпуска работников возрасте до восемнадцати лет.

Статья 126

Замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией
Замена отпуска денежной компенсацией работникам в возрасте до восемнадцати лет не допускается.

Статья 242

Полная материальная ответственность работника
Работники в возрасте до восемнадцати лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка.

Статья 265

Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет
Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).
Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельные нормы тяжестей утверждают в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 266

Медицинские осмотры (обследования) лиц в возрасте до восемнадцати лет
Лица в возрасте до восемнадцати лет принимают работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию) (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ).
Предусмотренные настоящей статьей обязательные медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя.

Статья 267

Ежегодный основной оплачиваем отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.

Статья 268

Запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет
Запрещаются направления в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосьемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утвержденными Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).

Статья 269

Нормы выработки для работников в возрасте до восемнадцати лет
Для работников в возрасте до восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются, исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.

Статья 271

Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы
При повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до восемнадцати лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.
Труд работников в возрасте до восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать им за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы.
Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет, работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Статья 282

Общие положения о работе по совместительству
Не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до восемнадцати лет.

Статья 298

Ограничения на работы вахтовым методом
К работам, выполняемым вахтовым методом, не могут привлекаться работники в возрасте до восемнадцати лет.


При подготовке страницы использованы материалы, предоставленные
Управлением ФГСЗН по Мурманской области и Образовательным порталом города Мурманска.


При использовании материалов ссылка на сайт http://dobrovolskij.ru обязательна.

Регулярная и объективная проверка знаний — обязательная часть обучения будущего слесаря по ремонту автомобиля. Наилучшие результаты обучения дает такая организация педагогического процесса, при которой преподаватель имеет возможность контролировать знания каждого обучающегося ежедневно по каждой изученной теме, по каждому учебному элементу. Единственным способом проверки, позволяющим осуществить такой процесс при реально возможных затратах времени, является тестовый контроль.

По общей классификации задач, решаемых с помощью тестов, в соответствии с видами контроля при тестировании можно выделить:

-задачи, стоящие на входе в обучение (входной контроль);

-текущие задачи (текущий контроль);

-задачи, соответствующие концу определенного периода учебного процесса (итоговый контроль).

Тест (test (англ.) – испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт) – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс.

Цель тестового контроля — обеспечение диагностичности, точности измерения качества знаний.

Наряду с традиционными методами обучения и контроля знаний тестирование быстро становится необходимой частью учебного процесса. Это методическое направление в педагогике вновь возрождается в нашей стране.

Проведение контроля знаний в тестовой форме позволяет повысить объективность оценки уровня знаний. Когда тестирование знаний в группе обучающихся проводится по пройденному курсу, то полнота его изучения выявляется как для всей группы в целом, так и индивидуально для каждого обучающегося.

С начала XXI в. в образовании при проведении тестирования стали широко применяться компьютеры. В педагогических инновациях появилось отдельное направление — компьютерное тестирование, при котором предъявление тестов, оценивание результатов учащихся и выдача им результатов осуществляется с помощью ПК.

Достоинства компьютерного тестирования

Компьютерное тестирование имеет определенные преимущества по сравнению с традиционным бланковым тестированием, которые проявляются особенно заметно при массовых проверках, например при проведении национальных экзаменов типа ЕГЭ. Предъявление вариантов теста на компьютере позволяет сэкономить средства, расходуемые обычно на печать и транспортировку бланковых тестов.

Благодаря компьютерному тестированию можно повысить информационную безопасность и предотвратить рассекречивание теста за счет высокой скорости передачи информации и специальной защиты электронных файлов. Упрощается также процедура подсчета результирующих баллов в тех случаях, когда тест содержит только задания с выбором ответов.

Другие преимущества компьютерного тестирования проявляются в текущем контроле, при самоконтроле и самоподготовке обучающихся; благодаря компьютеру можно незамедлительно выдать тестовый балл и принять неотложные меры по коррекции усвоения нового материала на основе анализа протоколов по результатам выполнения корректирующих и диагностических тестов. Возможности педагогического контроля при компьютерном тестировании значительно увеличиваются за счет расширения спектра измеряемых умений и навыков в инновационных типах тестовых заданий, использующих многообразные возможности компьютера при включении аудио- и видеофайлов, интерактивности, динамической постановки проблем с помощью мультимедийных средств и др.

Благодаря компьютерному тестированию повышаются информационные возможности процесса контроля, появляется возможность сбора дополнительных данных о динамике прохождения теста отдельными обучающимся и для осуществления дифференциации пропущенных и не достигнутых заданий теста.

Недостатки компьютерного тестирования

Типичные психологические и эмоциональные реакции учащихся на компьютерное тестирование. Обычно психологические и эмоциональные реакции учащихся на компьютерное тестирование носят позитивный характер. Обучающимся нравится незамедлительная выдача тестовых баллов, протокола тестирования с результатами по каждому заданию, а также сам инновационный характер контроля в том случае, когда привлекаются современные гипермедийные технологии для выдачи теста. Динамическое мультимедийное сопровождение заданий на компьютере, объединенное программными средствами для представления в интерактивном режиме, по мнению обучающихся, обеспечивает более точную оценку знаний и умений, сильнее мотивирует к выполнению заданий по сравнению с бланковыми тестами. Удобно также то, что вместо заполнения специальных форм для ответов можно просто выбрать ответ мышью. Если тестирование проходит в адаптивном режиме, то сокращаются время проведения экзамена и длина теста.

Негативные реакции обычно вызывают различные ограничения, которые иногда накладываются при выдаче заданий в компьютерном тестировании. Например, фиксируется либо порядок предъявления заданий, либо максимально возможное время выполнения каждого задания, после истечения которого независимо от желания испытуемого появляется следующее задание теста. В адаптивном тестировании учащиеся бывают недовольны тем, что они не имеют возможности пропустить очередное задание, просмотреть весь тест до начала работы над ним и изменить ответы на предыдущие задания. Иногда обучающиеся возражают против компьютерного тестирования из-за трудностей, которые возникают при выполнении и записи математических вычислений и т.д.

Воздействие на выполнение теста предшествующего уровня компьютерного опыта

Результаты зарубежных исследований показали, что опыт работы на компьютерах, имеющийся у обучающихся, во многих случаях значительно влияет на валидность результатов выполнения теста. Если в тест включены задания без инноваций с выбором ответов, то влияние опыта работы с компьютером на результаты тестирования незначительно, поскольку от учащихся в таких заданиях не требуется никаких сложных действий при выполнении теста. При предъявлении на экране инновационных типов заданий, широко использующих средства компьютерной графики и другие новшества, влияние предшествующего компьютерного опыта на тестовый балл становится очень значительным. Таким образом, при компьютерном тестировании необходимо учитывать уровень компьютерного опыта учащихся, для которых предназначается тест.

Для снижения влияния опыта работы с компьютером на тестовые баллы рекомендуется включать в оболочки для компьютерного тестирования специальные инструкции и тренировочные упражнения для каждой инновационной формы заданий. Необходимо также предварительно ознакомить учащихся с интерфейсом, провести репетиционное тестирование и выделить в самостоятельные группы учащихся, не имеющих достаточного опыта работы с ПК, для того чтобы дополнительно обучить их или дать им бланковый тест.

Влияние интерфейса пользователя на результаты компьютерного тестирования

 Интерфейс пользователя включает доступные учащемуся функции и возможности движения по заданиям теста, элементы размещения информации на экране, а также общий визуальный стиль представления информации. Хороший интерфейс пользователя должен обладать ясностью и корректностью логической последовательности взаимодействия с экзаменуемым, отражая общие принципы дизайна графической информации. Чем более продуман интерфейс, тем меньше внимания учащийся на него обращает, сосредоточивая все свои усилия на выполнении заданий теста.

Программа тестирования

После ознакомления с различными программами для компьютерного тестирования выбор пал на программу MyTest Х, разработанную учителем информатики из города Унеча Брянской области Башлаковым Александром Сергеевичем.

Информатика и ИКТ в современной школе

MyTest X это - система программ  для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.

Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer).

Модуль тестирования (MyTestStudent) является "плеером тестов". Он позволяет открыть или получить по сети файл с тестом и пройти тестирование. Ход тестирования, сигнализация об ошибках, способ вывода результата тестирования зависит от параметров теста, заданных в редакторе.

Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов (MyTestEditor) с дружественным интерфейсом. С помощью редактора можно создать либо новый тест, либо изменить существующий. Так же в редакторе настраивается процесс тестирования: порядок заданий и вариантов, ограничение времени, шкала оценивания и многое другое.

Журнал тестирования (MyTestServer) позволяет организовать тестирование более удобным образом. С помощью него можно раздавать файлы с тестами по сети, получать результаты со всех компьютеров тестируемых и анализировать их в удобном виде.

В программе имеются богатые возможности форматирования текста вопросов и вариантов ответа. Можно определить шрифт, цвет символов и фона, использовать верхний и нижний индекс, разбивать текст на абзацы и применять к ним расширенное форматирование, использовать списки, вставлять рисунки и формулы.

Программа поддерживает несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, штрафной, свободный и монопольный.

С помощью программ MyTest X можно организовать как локальное так и сетевое тестирование. При сетевом тестировании результаты тестирования могут быть переданы по сети в модуль Журнал, а могут быть отправлены по электронной почте.

Более подробно с возможностями программы можно ознакомиться на сайте производителя.

Для проверки полученных знаний в домашних условиях, подготовки к сдаче зачетов и дистанционного контроля качества подготовки по темам предметов профессионального цикла, рекомендуется использовать модуль "MyTestStudentTerminal" программы тестирования MyTest, свободно распространяемой в некоммерческих целях.

Модуль тестирования можно скачать с сайта производителя.


MyTestStudentTerminal.rar  скачать.

Настройки программы

Настройки программы для отправки результатов по электронной почте можно  посмотреть на странице видеопомощи. Содержание: демонстрируется настройка программы и теста а также сам процесс отправки / получения / импорта результатов по электронной почте.

Обучающиеся Североморского технологического колледжа могут также получить, настроенный на отправку результатов преподавателю, модуль "MyTestStudent" по ссылке архивом WinRAR (1 374 КБ) или непосредственно у преподавателя спецдисциплин по профессии "Автомеханик", а навыки работы с модулем приобрести на аудиторных занятиях.


При использовании материалов ссылка на сайт http://dobrovolskij.ru обязательна.

Дневник прохождения практики

Дневник прохождения производственной практики является отчетным документом, подтверждающим, что обучающимся отработаны темы детальной программы производственной практики. Дневник прохождения производственной практики заводится один раз на весь период обучения и по окончании обучения сдается в архив вместе с другими документами, подтверждающими присвоение соответствующих разрядов по профессиям. 
Для оформления дневника можно использовать общую тетрадь, лучше "в клетку". Дневник должен быть подписан, например как приводится ниже:


ДНЕВНИК
прохождения производственноой практики
обучающегося группы "Автомеханик"
Североморского технологического колледжа
Петрова Ивана Ивановича

Во время прохождения производственной практики дневник должен находиться у обучающегося на рабочем месте. По окончании рабочего дня обучающийся должен записать в дневник описание выполненных работ с указанием марок узлов и агрегатов, если таковые имеются, или с указанием марок автомобилей на которых они устанавливаются. После чего дневник предъявляется наставнику для выставления оценки за выполненную работу и заверяется подписью наставника.
По окончании производственной практики дневник сдается на проверку мастеру производственного обучения.

Дневник должен содержать следующие разделы:

Дата Описание работ Кол-во часов Разряд работы Оценка Подпись наставника
12.11.10г Проходил вводный инструктаж по охране труда 7 - 5 Подпись
13.11.10г Выполнял разборку, очистку и мойку деталей, дефектацию, замену поврежденных и изношенных деталей,
сборку и регулировку карбюратора К-88А.
7 3 5 Подпись
14.11.10г Выполнял разборку, очистку и мойку деталей, дефектацию, замену поврежденных и изношенных деталей,
сборку и регулировку подшипников ступиц передних колес автомобиля ГАЗ-3307.
7 3 5 Подпись


Примечание: В вышеприведенной таблице показан пример заполнения разделов дневника.


Производственная характеристика

По окончании практики на каждого обучающегося оформляется производственная характеристика на бланках колледжа. Производственная характеристика также как и дневник является отчетным документом, в котором дается характеристика деятельности обучающегося в период практики. По окончании обучения характеристика сдается в архив вместе с другими документами, подтверждающими присвоение соответствующих разрядов по профессиям. Заполняется наставником и заверяется подписью руководителя и печатью.
По окончании производственной практики характеристика сдается на проверку мастеру производственного обучения.
Образец заполнения бланка характеристики смотри ниже:

 

Скачать бланк производственной характеристики (архив 3,57kb).


Рабочий наряд на выполнение проверочной работы

Рабочий наряд на выполнение проверочной работы является отчетным документом, подтверждающим, что обучающимся выполнена проверочная работа в соответствии с детальной программой производственной практики. По окончании обучения рабочий наряд сдается в архив вместе с другими документами,подтверждающими присвоение соответствующих разрядов по профессиям.
Если обучающийся желает подтвердить свою квалификацию по двум специальностям (слесарь по ремонту автомобиля и слесарь по топливной аппаратуре), то он должен выполнить проверочную работу по обоим специальностям и представить в колледж два наряда (отдельно по каждой работе).
Рабочий наряд оформляется мастером производственного обучения на работы, выполнение которых согласовано с обучающимся и работодателем. После выполнения проверочной работы наряд подписывается наставником и руководителем подразделения и заверяется печатью предприятия. В дневнике за этот день делается соответствующая запись, проставляется оценка и подпись наставника.
По окончании производственной практики рабочий наряд сдается на проверку мастеру производственного обучения.
Образец заполнения бланка рабочего наряда смотри ниже:

Скачать бланк рабочего наряда (архив 3,49kb).


При использовании материалов ссылка на сайт http://dobrovolskij.ru обязательна.