История градообразующего предприятия

Развитие поселка непрерывно связано с развитием судоремонтного завода Министерства обороны в/ч 20213.Наш судоремонтный завод вырос на базе судоремонтной мастерской, производственные площади которой размещались на двух плавучих мастерских и трех плавучих баржах, с общей производственной площадью 1388 квадратных метров. 
Основание судоремонтных мастерских относится к 1933 году, когда Мурманским военным портом была куплена механическая мастерская у судоверфи "Мурманрыба". Она состояла из одного деревянного рубленного одноэтажного здания площадью 190 квадратных метров и была оснащена старым оборудованием: тремя токарными и одним сверлильным станками.
В июне 1933 года механическая мастерская была переименована в судоремонтные мастерские с подчинением Мурманскому военному порту. Тогда здесь работало 30 рабочих, в 1935 году-60.
С 1935 по 1938 годы судоремонтные мастерские в основном ремонтировали буксиры, деревянные суда ПСК, СКР, шлюпки и до 30% объема работы выполняли по отдельным заказам (кузнечные и медницкие работы).
В 1938 году Техническим отделом Северного флота судоремонтной мастерской был придан плавучий док грузоподъемностью 2,5 тысячи тонн, а в 1940 году - плавучая мастерская ПМ-104. В этом же году судоремонтные мастерские были переименованы в судоремонтные береговые мастерские Технического отдела Северного флота. Численность рабочих достигла 191 человек и, по сравнению с 1933 годом, увеличилась в 6,5 раз. 
С появлением плавучего дока изменилась номенклатура и характер выполняемых работ. Увеличился объем корпусных работ по металлу и по дереву. Появились новые профессии: газосварщик, трубопроводчик, электромонтажник.
В 1942 году судоремонтные мастерские Технического отдела СФ с ПМ-104 были перебазированы в район поселка Дровяное, а плавучий док переведен в район поселка Абрам-Мыс под скалистый берег. Общая численность работающих тогда составляла 230 человек, производственная площадь - 1006 квадратных метров. 
В годы Великой Отечественной войны коллектив судоремонтных мастерских несмотря на неблагоприятные погодные условия, бомбежки, холод и голод, нехватку материалов и инструментов, показывал образцы самоотверженного труда, выполняя задания командования по ремонту кораблей. Этот героический труд был по достоинству оценен Советским правительством. Орденом Отечественной войны II-й степени были награждены: Прилуцкий Е.И., Лепилин Г.С; орденом Красной Звезды: котельщик Скрябов А.И., плотник Шилов А.И., кузнец Коврижных А.Ф., токарь Зайков Е.Г., маляр Шленский А.И.
В 1944 году судоремонтные береговые мастерские были переведены на самостоятельный штат с переименованием их в судоремонтные мастерские 1079.
С 1 мая 1947 года СРМ переименованы в судоремонтный завод с подчинением Техническому отделу СФ. В этом же году построено помещение проходной и установлен пропускной режим. В этот период судоремонтный завод состоял из трех барж, установленных на обсушке с подъемом на деревянные клетки ПМ-104, ПМ-106, пришвартованных к барже "Плашкоут" и КЗ/м свайным кустам. Причалом для ремонтируемых кораблей служили ПМ-106, ПМ-104. Часть кораблей швартовалась на противоположном берегу губы в районе ПД-1.
В 1947 году было развернуто соцсоревнование за успешное выполнение первых производственных заданий четвертого года четвертой пятилетки. Соревновались 448 человек. С 1948 по 1952 годи завод продолжал работать в тех же трудных условиях, незначительно расширяя производственные площади и улучшая условия труда. В 1948 году завод получил пополнение из ремесленных училищ. Прибыло 80 человек разных специальностей. Многие из них выросли в классных специалистов, умелых руководителей производства.
В 1949 году завод был перебазирован в район губы Чалмпушка. В этом же году заводу были дополнительно приданы - двухсекционный линкоровский плавучий док ПД-1 и ПМ-106. В этот момент общая численность работающих составляла уже 581 человек, общая производственная площадь 1390 квадратных метров.
Рабочий поселок состоял из шести старых, маленьких, рубленных домов, трех бараков и нескольких сборно-щитовых домов. 
Общежитием для рабочих служили каюты ПМ-104. Канализации не было, вода бралась из четырех колодцев. Семилетняя школа на 200 мест размещалась в деревянном одноэтажном здании. В одном из деревянных зданий были клуб, магазин и баталерка. Имелась баня на 30 мест и прачечная.
В период с 1947 по 1956 годы завод ремонтировал паровые буксиры, вспомогательные суда, малые торпедные катера, базовые тральщики, выполнял доковый ремонт кораблей СФ.
В 1950-1952 годах в соревновании за успешное выполнение заданий пятой пятилетки участвовало 810 человек. За ударную работу были награждены орденом Трудового Красного Знамени: слесари - Торчинский Н. и Михеев Л. Я., котельщики-корпусники - Бывшев С.К. и Скребов И.А.; Орденом Ленина - мастер корпусно-котельного цеха Рогачев В.Д.
В 1958 г. на заводе была организована новая форма социалистического соревнования - за коммунистическое отношение к труду. 
Первыми участниками стали Потехин К., Дунаева Л., Буров Л., Сидоров А. и другие. Первыми бригадами, добившимися в 1960 г. звания "Коллектив коммунистического труда", стали бригада электросварщиков Потехина К.В. и бригада слесарей Клямора В.А.
В 1960 году коллективом завода было успешно выполнено правительственное задание - докование первого в мире атомного ледокола "Ленин". В 1961 году СРЗ-82 переименован в в/ч 20213 с подчинением ГУ СРЗ ВМФ.
В настоящее время завод превратился в высокоорганизованное судоремонтное предприятие, способное решать технические задачи по обеспечения постоянной боеготовности кораблей Северного Флота.
Вот с чего начинался поселок. Каким он стол сегодня мы с вами видим каждый день.