РОСЛЯКОВО-1

(1896-2011)
стихи В.П.Громлюка, И.А.Зуброва
Мы живем у самого залива,
И готовим к морю корабли,
Чтоб нелегкий путь их был счастливым
Мы ремонт текущий провели.

Припев:
И куда судьба нас не носила,
Лучше места я найти не мог.
Росляково нас к себе манило
В заполярный милый городок,
Росляково нас к себе манило
В заполярный милый городок.

Воздух здесь настоян на морошке
И огни приветливо горят.
Сопки, словно нежные ладошки
Городок наш от ветров хранят.

Припев:

Летом ни заката, ни рассвета,
Чистая озерная вода.
Тот, кто хоть однажды видел это,
Север не покинет никогда.

Припев:
И куда судьба нас не носила,
Лучше места я найти не мог.
Росляково нас к себе манило
В заполярный милый городок,
Росляково нас к себе манило
В заполярный милый городок.
В заполярный славный городок.


 

Первое упоминание

В конце минувшего века на берегах Кольского залива появилась колония Росляково. Сведений об этом населенном пункте, как и других, подобных, (Тюва, Средняя, Ваенга) - сохранилось немного. Журнал "Русское судоходство" за 1902 год сообщал: "Колонисты держали коров и овец, для которых косили сено, а на случай, если корма не хватает, заготовляли березовые веники, ветки. Правовое положение колонистов настолько неопределенное, что они не имеют своих покосов, не могут и рыбу ловить в реке против своего дома".

Вероятнее всего. Названием своим поселок обязан жившему здесь до революции купцу Рослякову. Он имел рыбные лабазы, мастерил и ремонтировал суда для выхода в открытое море. На сопке возвышалась причальная пушка, возвещая о возвращении поморов с промысла. Отсюда и название речушки - Чалмпушка. Старое название поселка Росляково-1 - Чалмпушка - имеет двоякий перевод с финского - золотая чаша, тихая бухта. 
Бухта, у которой выросло селение, действительно была похожа на красивую чашу, созданную природой.
В Писцовых книгах Кольского уезда и Лопских погостов упоминается: "Росчисть Богдашка Рослякова на Кольской губе едучи к морю на правой стороне за тонею за Мохнаткиною Пахтою его же Богданково чищения оброку ему давати впредь в Государеву казну по гривне в год". По этому Богдашке стали называться местная речушка и губа Рослякова.


Послереволюционное развитие

После Великой Октябрьской революции, в 30-е годы, начинается освоение Мурманского края, значительно изменившее и облик поселка Росляково.
Решением Мурманского облисполкома от 26 апреля 1951 года населенные пункты Грязная Губа, Чалмпушка, Росляково, Озерки,  Щук-озеро были переданы в административное подчинение Североморскому Горсовету, а решением облисполкома от 13 августа 1959 года населенные пункты Росляково и Чалмпушка были отнесены к категории рабочего поселка с присвоением ему наименования "Росляково". В поселке Росляково был образован Поссовет.

 


 

История градообразующего предприятия

Развитие поселка непрерывно связано с развитием судоремонтного завода Министерства обороны в/ч 20213.Наш судоремонтный завод вырос на базе судоремонтной мастерской, производственные площади которой размещались на двух плавучих мастерских и трех плавучих баржах, с общей производственной площадью 1388 квадратных метров. 
Основание судоремонтных мастерских относится к 1933 году, когда Мурманским военным портом была куплена механическая мастерская у судоверфи "Мурманрыба". Она состояла из одного деревянного рубленного одноэтажного здания площадью 190 квадратных метров и была оснащена старым оборудованием: тремя токарными и одним сверлильным станками.
В июне 1933 года механическая мастерская была переименована в судоремонтные мастерские с подчинением Мурманскому военному порту. Тогда здесь работало 30 рабочих, в 1935 году-60.
С 1935 по 1938 годы судоремонтные мастерские в основном ремонтировали буксиры, деревянные суда ПСК, СКР, шлюпки и до 30% объема работы выполняли по отдельным заказам (кузнечные и медницкие работы).
В 1938 году Техническим отделом Северного флота судоремонтной мастерской был придан плавучий док грузоподъемностью 2,5 тысячи тонн, а в 1940 году - плавучая мастерская ПМ-104. В этом же году судоремонтные мастерские были переименованы в судоремонтные береговые мастерские Технического отдела Северного флота. Численность рабочих достигла 191 человек и, по сравнению с 1933 годом, увеличилась в 6,5 раз. 
С появлением плавучего дока изменилась номенклатура и характер выполняемых работ. Увеличился объем корпусных работ по металлу и по дереву. Появились новые профессии: газосварщик, трубопроводчик, электромонтажник.
В 1942 году судоремонтные мастерские Технического отдела СФ с ПМ-104 были перебазированы в район поселка Дровяное, а плавучий док переведен в район поселка Абрам-Мыс под скалистый берег. Общая численность работающих тогда составляла 230 человек, производственная площадь - 1006 квадратных метров. 
В годы Великой Отечественной войны коллектив судоремонтных мастерских несмотря на неблагоприятные погодные условия, бомбежки, холод и голод, нехватку материалов и инструментов, показывал образцы самоотверженного труда, выполняя задания командования по ремонту кораблей. Этот героический труд был по достоинству оценен Советским правительством. Орденом Отечественной войны II-й степени были награждены: Прилуцкий Е.И., Лепилин Г.С; орденом Красной Звезды: котельщик Скрябов А.И., плотник Шилов А.И., кузнец Коврижных А.Ф., токарь Зайков Е.Г., маляр Шленский А.И.
В 1944 году судоремонтные береговые мастерские были переведены на самостоятельный штат с переименованием их в судоремонтные мастерские 1079.
С 1 мая 1947 года СРМ переименованы в судоремонтный завод с подчинением Техническому отделу СФ. В этом же году построено помещение проходной и установлен пропускной режим. В этот период судоремонтный завод состоял из трех барж, установленных на обсушке с подъемом на деревянные клетки ПМ-104, ПМ-106, пришвартованных к барже "Плашкоут" и КЗ/м свайным кустам. Причалом для ремонтируемых кораблей служили ПМ-106, ПМ-104. Часть кораблей швартовалась на противоположном берегу губы в районе ПД-1.
В 1947 году было развернуто соцсоревнование за успешное выполнение первых производственных заданий четвертого года четвертой пятилетки. Соревновались 448 человек. С 1948 по 1952 годи завод продолжал работать в тех же трудных условиях, незначительно расширяя производственные площади и улучшая условия труда. В 1948 году завод получил пополнение из ремесленных училищ. Прибыло 80 человек разных специальностей. Многие из них выросли в классных специалистов, умелых руководителей производства.
В 1949 году завод был перебазирован в район губы Чалмпушка. В этом же году заводу были дополнительно приданы - двухсекционный линкоровский плавучий док ПД-1 и ПМ-106. В этот момент общая численность работающих составляла уже 581 человек, общая производственная площадь 1390 квадратных метров.
Рабочий поселок состоял из шести старых, маленьких, рубленных домов, трех бараков и нескольких сборно-щитовых домов. 
Общежитием для рабочих служили каюты ПМ-104. Канализации не было, вода бралась из четырех колодцев. Семилетняя школа на 200 мест размещалась в деревянном одноэтажном здании. В одном из деревянных зданий были клуб, магазин и баталерка. Имелась баня на 30 мест и прачечная.
В период с 1947 по 1956 годы завод ремонтировал паровые буксиры, вспомогательные суда, малые торпедные катера, базовые тральщики, выполнял доковый ремонт кораблей СФ.
В 1950-1952 годах в соревновании за успешное выполнение заданий пятой пятилетки участвовало 810 человек. За ударную работу были награждены орденом Трудового Красного Знамени: слесари - Торчинский Н. и Михеев Л. Я., котельщики-корпусники - Бывшев С.К. и Скребов И.А.; Орденом Ленина - мастер корпусно-котельного цеха Рогачев В.Д.
В 1958 г. на заводе была организована новая форма социалистического соревнования - за коммунистическое отношение к труду. 
Первыми участниками стали Потехин К., Дунаева Л., Буров Л., Сидоров А. и другие. Первыми бригадами, добившимися в 1960 г. звания "Коллектив коммунистического труда", стали бригада электросварщиков Потехина К.В. и бригада слесарей Клямора В.А.
В 1960 году коллективом завода было успешно выполнено правительственное задание - докование первого в мире атомного ледокола "Ленин". В 1961 году СРЗ-82 переименован в в/ч 20213 с подчинением ГУ СРЗ ВМФ.
В настоящее время завод превратился в высокоорганизованное судоремонтное предприятие, способное решать технические задачи по обеспечения постоянной боеготовности кораблей Северного Флота.
Вот с чего начинался поселок. Каким он стол сегодня мы с вами видим каждый день.


 

Развитие поселка

В нашем суровом Заполярье людям живется нелегко - полярная ночь, переменчивость погоды. В этих условиях особое значение приобретает забота о благоустройстве городов и поселков Кольского края.
Девятая пятилетка преобразила поселок Росляково до неузнаваемости. Вопреки бегу времени, он помолодел, стал краше. 
Старожилы помнят, каким был поселок, неблагоустроенное жилье было у 47% населения.
К началу X пятилетки в домах благоустроенного типа проживают 85% росляковцев. "Растет поселок, оживленнее становится на его улицах. Растут и потребности жителей. В Росляково введены в строй новые магазины, предприятия бытового обслуживания. Раньше в поселке была парикмахерская, теперь открыли Дом быта. Новое помещение получили библиотека, которая раньше ютилась при Доме культуры, и поликлиника. Не остались без внимания и дети. Скоро вступит в строй детский комбинат и ясли-сад на 250 мест", - так писала о поселке "Североморская правда" от 15 июня 1976 года.

Духовное развитие

В 1991году на пожертвования росляковцев был построен храм Архистратига Михаила. На то время, самая северная церковь строилась два года.Внешне храм очень похож на Свято-Никольский: та же северная чистота и строгость линий, тот же светло-серый кирпич. Стоит он чуть в стороне от дороги, возвышаясь, как и положено, над поселком, далеко сияет проезжим и прохожим ярко освещенными окнами. Открытие храма в Росляково стало важным событием не только для жителей поселка, но и для верующих окрестных населенных пунктов.


Герб поселка

"Под своим гербом" вступили в 1991 год жители п.Росляково. В Мурманской области Росляково первым из поселков приобрел свою "визитную карточку"- герб, автором его является электрик с атомного ракетного крейсера "Калинин" старший матрос Хрусталев А. Увлечение Александра- геральдика. С предложением разработать герб поселка Александр сам пришел в исполком Поссовета. Несколько месяцев понадобилось, чтобы осуществить задуманное. И вот наконец в канун Нового года на заседании исполкома был утвержден проект Хрусталева А. Проект выполнен художником из Николаева Игорем Янушкевичем.

 


Наш поселок сегодня


Дома на окраине поселка смотрят на Кольский залив. Подъезжаешь к Росляково - тут и покажется из-за сопок водная ширь. 
Красив поселок в любое время года. Даже в полярную ночь, когда в морозной мгле уютно светятся его огни. Стремительно растет бывшая Чалмпушка. Новостройки уже шагнули на крутизну сопок. Те, кто покинул поселок хотя бы 15 лет назад, уже с трудом узнали бы его. Разросся, благоустроился. Выросли новые улицы, новые объекты соцкультбыта.

Память о защитниках

В самом центре поселка на средства, заработанные на субботниках, сооружен Памятный знак - дань памяти павшим на фронтах Великой Отечественной войны.


В суровом краю выпало нам жить, не балует нас природа ни обилием тепла, ни разнообразием растительности. Поэтому все так ценимо жителями Заполярья.

 

 При подготовке страницы использованы:

материалы, предоставленные Росляковской городской библиотекой N2. Составители: РЕПНИКОВА М.Н., САИТОВА М.Л. и

материалы сайта 82 судоремонтного завода п.Росляково.